Дизель и газ: дизельные двигатели с гбо

Дизельный мотор на газу: особенности работы, преимущества и недостатки газодизеля

Как известно, более дешевое по цене газовое топливо позволяет существенно экономить денежные средства в процессе эксплуатации различных транспортных средств. Для этого достаточно установить на автомобиль ГБО.

Что касается дизельных моторов, еще несколько лет назад перевести на газ дизельные двигатели не представлялось возможным или такие работы предполагали большую сложность. Однако сегодня ситуация в корне изменилась. Далее мы поговорим о том, как переводят дизельный двигатель на газ, что такое газодизель, а также какие плюсы и минусы имеет данное решение.

Газ для дизельного двигателя

Итак, активное развитие систем газового впрыска привело к появлению пятого поколения ГБО. Такая схема позволяет реализовать жидкий фазированный распределенный впрыск. Решение подходит для установки на любые инжекторные авто, легко интегрируется и совместимо с системами бортовой диагностики OBD и EOBD.

В случае с дизелем за основу также берется данная схема, позволяя современному турбодизелю работать на сжиженном газе. В результате такой мотор часто называют газодизелем благодаря установленному ГБО. При этом важно понимать, что сам процесс установки и настройки сильно отличается от аналогичной процедуры на бензиновых моторах. Другими словами, поставить ГБО на дизель является более сложной задачей, которая требует значительных доработок.

Принцип работы дизеля на газу: особенности

Главным отличием дизельного ДВС от бензинового является принцип воспламенения топлива в цилиндрах. В бензиновых агрегатах для поджига смеси воздуха и топлива используется искра, которая создается на свечах зажигания.

В дизеле сначала сильно сжимается воздух, который нагревается от такого сжатия. После этого в последний момент форсунка впрыскивает солярку в камеру сгорания, затем нагретая и сжатая топливно-воздушная смесь воспламеняется самостоятельно.

Теперь перейдем к ГБО. В качестве газового топлива используется метан или пропан. Однако если подать в цилиндры газ вместо дизтоплива, воспламенения не произойдет. Дело в том, что для самостоятельного поджига газо-воздушной смеси нужны более высокие температуры по сравнению с соляркой.

Естественно, при такой схеме работы возможно только частичное замещение дизтоплива газом, однако в процентном соотношении можно говорить о показателях около 25-30% солярки на 70-75% сжиженного газа. Вполне очевидно, что данное решение способно обеспечить существенную экономию дорогостоящего дизельного топлива.

Добавим, что хотя обязательный подвпрыск солярки не позволяет полностью перейти на газ, однако такая особенность дает возможность сохранить работоспособность дизельных форсунок. На практике это немаловажно, особенно с учетом высокой стоимости любых элементов топливной аппаратуры дизельного двигателя.

Еще отметим, что альтернативой описанному выше решению является полный перевод дизеля на газ. При этом необходимо полностью демонтировать топливную систему дизельного двигателя, поставить внешнюю систему зажигания, доработать ГБЦ и т.д. В результате дизель сможет работать на метане, однако сложность таких доработок и высокая стоимость работ не позволяют этому способу набрать широкую популярность.

Если просто, благодаря тесному взаимодействию со штатными системами управления ДВС, газовое оборудование «подбирает» и динамично корректирует нужное количество подаваемого газа. Это позволяет найти и сохранить оптимальный баланс между количеством дизтоплива и газа для нормальной и стабильной работы мотора во всех режимах.

Советы и рекомендации

Для качественной реализации поставленной задачи рекомендуется приобретать системы ГБО для дизеля от проверенных производителей (Westport, OMVL и т.д.). Важно, чтобы установочные комплекты были специально разработаны и адаптированы для подобных инсталляций, а также были должным образом сертифицированы.

  • С большой ответственностью стоит подходить и к выбору самих установщиков. Если было принято решение поставить ГБО на дизель, лучше обратиться в крупные установочные центры, которые дают гарантию как на оборудование (в случае приобретения ГБО в конкретном установочном центре), так и на выполненные работы.
  • Еще крайне желательно обращать свое внимание на новейшие разработки и технологии, так установка ГБО на дизель является более «деликатным» процессом сравнительно с бензиновыми аналогами.

Например, технология HPDI является относительно новой схемой, которая позволяет добиться высокоточной комбинированной подачи дизельного топлива и газа метана, при этом соотношение замещения солярки газом достигает отметки 95% газа к 5% дизтоплива.

В основе решения лежит особая форсунка, которая способна последовательно впрыскивать газ и солярку. Другими словами, один инжектор сначала подает в цилиндр небольшую порцию дизтоплива, а уже затем происходит основной впрыск метанового заряда.

Поданное ранее дизтопливо воспламеняется естественным образом от сжатия, играя роль свечи зажигания, а основная порция газа впрыскивается ближе к самому концу такта сжатия и воспламеняется от уже горящего дизельного топлива. Подобные решения позволяют эксплуатировать дизельный ДВС на газу с максимальной экономией.

  • Также добавим, что электронные системы управления двигателем после установки ГБО нужно обязательно настроить. Для этого должно использоваться уникальное программное обеспечение, которое позволяет выполнять тонкие настройки. В результате состав смеси на всех режимах будет оптимальным, что позволяет увеличить ресурс дизеля на газу, получить нужную отдачу от мотора, снизить уровень токсичности выхлопа и т.д.

Подведем итоги

Как показывает практика, на территории СНГ установка ГБО для дизелей не особенно популярна. При этом в Европе такой подход намного более востребован в сфере коммерческого транспорта. Даже с учетом относительно высокой стоимости процедуры перевода дизельного автомобиля на газ, отмечается быстрая окупаемость при больших пробегах.

Напоследок хотелось бы отметить, что для легковых дизельных автомобилей, как правило, нет необходимости устанавливать ГБО. Дело в том, что дизель сам по себе является весьма экономичным типом ДВС. Однако если речь идет о коммерческом транспорте, тогда с учетом постоянно растущих цен на топливо ситуация полностью меняется, а выгода от установки ГБО на дизельный мотор становится более очевидной.

Как установка ГБО и переход на газ влияет на двигатель и моторесурс. Особенности настройки газового оборудования, подбор масла и обслуживание ДВС на газу.

Преимущества и недостатки использования газобалонного оборудования. Обслуживание и эксплуатация ГБО, польза и вред газа для двигателя и штатных систем.

Принцип работы и отличительные особенности газовых форсунок. Основные парметры при выборе форсунок для ГБО 4. Какие газовые форсунки лучше купить.

При резком нажатии на педаль газа двигатель дергается, появились рывки и провалы, авто не набирает скорость: основные причины неисправности и диагностика.

Газобалонное оборудование. Классификация, принципы работы и конструкция. Различные поколения газовых систем, ГБО для моторов с непосредственным впрыском.

Основные причины, кторые приводят к обеднению рабочей смеси. Бедная смесь на карбюраторных и инжекторных ДВС, а также на моторах с ГБО. Диагностика, ремонт.

ГБО на дизельный двигатель

Подобно авто, ездящим на бензине, машины с дизельными двигателями также могут быть дополнены возможностью, функциями езды на газе. Грузовики и самосвалы, ездящие на дизельном топливе, ещё к исходу советской власти переводили на газ – и небезуспешно. Делалось это в целях экономичности и сохранения экологии нашей страны. Однако с распадом СССР эти инициативы были похоронены. Сейчас данный подход всплыл повторно – уже на рельсах рыночной экономики: бензин и дизель продолжают безбожно дорожать, поднявшись к отметке в 50 р. за литр. А цены на газ остаются относительно стабильными за последние несколько лет.

Стандарты Евро-5 и Евро-6 предъявляют весьма жёсткие требования к сокращению вредных выбросов в атмосферу. Эти требования ужесточаются и пересматриваются в свете грядущего глобального потепления и появления небывалых ранее природных катаклизмов, угрожающих жизни будущих поколений. Особенно это касается России, которую наводнили подержанные и списанные европейские и китайские иномарки, полностью восстановленные и продаваемые у нас под видом новых.

Газодизельный двигатель

ГБО в составе газодизельного двигателя даст вам возможность сберечь до трети денег, что вы тратили чисто на само дизтопливо. Езда на одном лишь дизтопливе стала дороже, чем когда-то – порой бензин АИ-76/80 на некоторых заправках равен или даже чуть ниже по стоимости, чем ДТ.

Газодизельный движок – устройство, которое работает на газодизельной смеси, процент содержания метана в которой может достигать 50..85%. Но полностью газ заменить дизельное горючее не может. В таком двигателе есть два канала – по одному в камеру сгорания поступают сконцентрированные дизельные пары в виде аэрозольной взвеси, смешанной с воздухом, в другой – газовоздушная смесь.

Читать еще:  Как поменять помпу на ваз 2115 видео

Поскольку на дизельных двигателях отсутствует искровысекатель (система поджига топлива с помощью электроискры), то дизель (15…50%) применяется лишь не в качестве «микровзрывчатки» (а всякий двигатель внутреннего сгорания работает как серийный микродетонатор), а в качестве запала для неё. Взрывчатым веществом в газодизеле служит газ. Оттого газодизельные моторы могут работать только на ДТ – но не на чистом газе.

Можно ли на дизельный двигатель установить ГБО?

Запросто! Установка ГБО возможна как на бензиновые, так и на дизельные моторы. Газ вводится в двигатель через отдельный (боковой) канал – как дизелезаместитель, но в большем количестве, чем сам дизель. Цены на газ вдвое ниже, чем на дизель и на «низший» бензин (АИ-76/80) – и за последние лет 5 практически не меняются, т. к. в России, в частности, в Западной Сибири, ещё очень много осталось газа. К тому же метан легко получить промышленным способом – даже при гниении животной органики, правда, такой «биогаз» ещё не стал массовой производственной технологией. В нефти также содержится «попутный» метан и пропан-бутановые фракции, этан и изобутан – это даёт дополнительный запас и стимулирует постоянство цены на природный газ. Что же касается био-ДТ, то получить его заметно сложнее. А значит, дизтопливо ещё, по прогнозам учёных-биотехнологов, последующие несколько десятилетий будет примерно настолько же дороже биогазов. Именно поэтому переоборудование автобусов, грузовиков и тягачей с ДТ на газодизельную смесь целиком и полностью оправдано.

Сюда не входят «метанобусы» — новейшие автобусы на метане, получившие в России триумфальное распространение с 2014-2015 гг. Их двигатели изначально работают без всякого дизеля – подобно движкам легковых авто, могущих ездить на газе без добавления бензина. Как известно, искра легко поджигает метан и пропан – вы можете в этом удостовериться, включив газовый отопительный котёл у себя дома с помощью кнопки встроенного высекателя, либо поджигая от искрогенератора конфорку плиты с открытой газозадвижкой.

Принцип работы газодизельного двигателя

Устройства рассосредоточенного впрыска газодизельной смеси переоборудуют дизельные моторы для работы в совмещенном режиме «дизель-газ». Средний процент наличия метана в такой смеси равен 70%. Эффективность работы достигает максимального показателя при использовании совмещённых технологий.

Более точно такая система описана следующим образом. Из-за использования неповторимого распорядка работы газодизельной системы при каждом цикле работы мотора электронный блок управления (ЭБУ) оценивает величину нагрузки при разных оборотах двигателя и сигналы, снимаемые с датчиков. Сразу же, замерив эти показатели, ЭБУ генерирует импульсный сигнал, заставляющий форсунки приоткрываться с определённой последовательностью, на заданное время. Форсунки пропускают определённое количество газа в камеру сгорания мотора и на шаговый движок и электронный контроллер, управляющий подачей концентрированной аэрозольной смеси дизеля с воздухом. Это позволяет поддержать эффективный топливобаланс, благодаря которому и достигается максимальная экономия, минимизируется выхлоп.

В газодизельных системах применяются два вида подсистемы:

  • распределённая инжекция газа (как на бензиновых движках);
  • лимитирование впрыска топлива через «топливокачку» (насос) высокого давления.

В целом система может быть как электромеханическая, так и контроллерная (электронная).

Цена установки ГБО на дизель

Метанодизельная установка обойдётся вам в 75-380 тыс. руб. Пропанобутан-дизельная – несколько дешевле: 65…190 тыс. руб. Окончательные цены зависят от конкретного автосервисного центра, марки и модели устанавливаемого оборудования и стоимости комплекта (в зависимости от страны-поставщика). Китайские газодизельные системы ставятся в основном на китайские грузовики и автобусы – и, соответственно, стоят дешевле. Европейские, американские и японские могут доходить в стоимости вплоть до верхней отметки. Тенденция едина – за максимальную экологичность (метан) придётся заплатить заметно дороже, чем за работу на пропане. Срок окупаемости, в зависимости от пробега – до 5 лет. Чем больше рейсов ездит авто или автобус – тем быстрее окупаемость, лучше экономия.

Метан на дизельный двигатель

Если вас не оставляют мысли полностью избавиться от дизельного подмешивания – вам предстоит воплотить в «жизнь» вашего авто два модернизационных этапа:

  • понизить показатель сжатия в моторе;
  • смонтировать и ввести в строй устройство автоматического искроподжига.

Тогда ваш двигатель будет работать чисто на метане – как «метанобусы» и гибридные легковушки в режиме «бензин/газ». Обратно вернуть движок в режим потребления ДТ возможно, провернув эти же работы в обратной последовательности.

Дело в том, что ДТ воспламеняется при температуре от 300 градусов. Метану же требуется не менее 650. Степень сжатия паров дизельного горючего слишком велика, чтобы пары метановоздушной смеси эффективно поджигались — и сгорали без остатка. К тому же при повышенной степени сжатия метан будет детонировать. Мотор станет сильно и часто «чихать», разбивая поршни и клапаны. Двигатель в лучшем случае сломается и заглохнет, в худшем – всё закончится взрывом камеры сгорания, что основательно разворотит мотор. Для дизеля показатель сжатия – в среднем в 18 раз, для метана – 14. Это существенное различие, которое игнорировать нельзя, если вы хотите на долгие годы сохранить исправный и работоспособный движок.

Цена метана на дизельный двигатель

ГБО возможно поставить на легковые авто, грузовики, тягачи и автобусы. Однако для «легковушки» это невыгодно. Дело в том, что ГБО подкапотной части стоит не ниже 70 тыс. руб., плюс стоимость баллона – 30 тыс. руб. Поэтому ГБО оправдывает себя в компаниях, владеющих несколькими и более автомобилями грузового и пассажирского назначения (автобазы дальнобойщиков, ПАТПы городского и междугородного сообщения и т. д.).

Установка ГБО на дизельный двигатель грузового автомобиля

Монтаж и пусконаладка ГБО на дизельный двигатель грузовика заключается в следующем.

  1. Снимите старый редуктор. На его место поставьте новый – для метана или пропана, в зависимости от того вида газотоплива, что будет использоваться на данном грузовом авто.
  2. Смонтируйте линию подачи охлаждающей жидкости для нагревания редуктора.
  3. Заведите трубопроводы для подачи газа на каждом из цилиндров.
  4. Демонтируйте защитный кожух и снимите свечи зажигания. Установите новые свечи взамен старых, уменьшив зазор для искры на каждой из новых свечей.
  5. Перераспределите провода, соединяющие основные функциональные узлы.
  6. Установите жгуты проводов: топливный, управляющий и сигнальный. Топливный присоединяется к форсункам, сигнальный – разводится по датчикам, управляющий – заводится на приборную панель в салоне авто. Все они подключаются к контроллеру. Не перепутайте разные пары проводов от разных датчиков – все они должны быть перемаркированы.
  7. Проведите электропитание ко всем электронным узлам системы.
  8. Установите переключатель режимов газа и бензина. Лучше всего переключатель соединить через провода, проложенные через щиток двигателя.
  9. Установите воздухофльтр и закройте его с помощью защитной крышки.

Выполнив монтаж, произведите настройку и опробуйте систему. Двигатель грузовика должен работать чётко при потреблении газа. Если вы заметили перебои, изменение числа оборотов в секунду без вашего участие, нечёткую работу стартера – рекомендуется проверить параметры сжатия газовоздушной или газодизельной смеси, изменив, например, давление газа на выходе редуктора. Для этого редуктор необходимо подстроить таким образом, чтобы он не создавал ни недостаточное, ни избыточное давление. Показатели сжатия дизельного топлива и газа можно уточнить либо из инструкции, либо у специалистов, устанавливающих ГБО на грузовики и легковые авто.

ГБО на дизель — возможно ли это? Плюсы и минусы установки ГБО на дизельный двигатель

Здравствуйте, дорогие читатели ГБОшника, сегодня, как впрочем и всегда в наших статьях :-), речь пойдет о газобаллонном оборудовании. В этой статье мы постараемся ответить на вопрос волнующий многих обладателей дизельных ДВС: «Можно ли установить газовое оборудование на дизельный двигатель?», и в чем отличия ГБО на дизель от ГБО на бензиновые моторы.

Вкратце отметим, что газобаллонное оборудование на дизель появилось у нас в стране ещё 30 лет назад – это были КАМАЗовские разработки, но сравнительно массового распространения они не получили.

Технологии

Ещё совсем недавно установка ГБО на дизель выглядела экзотикой. Чтобы перевести дизельный автомобиль на газ, как единственное топливо, необходимо подвергнуть двигатель фундаментальным изменениям: установить систему зажигания, снизить давление в камере, т. е. – создать другой двигатель. Поэтому данная переделка не имеет смысла. Когда говорят о ГБО на дизель, прежде всего имеют ввиду возможность использования газа, как дополнительного топлива.

Читать еще:  Диагностика системы зажигания - из-за чего неисправности?

Работа ГБО на дизельном двигателе

Дело в том, что воспламенение дизтоплива происходит от давления, газ же, в таких условиях не горит. Процесс происходит так: сперва подается уменьшенная порция дизеля, который служит поджигателем, а далее — впрыскивается газ. При этом газовые форсунки работают параллельно с дизельными.

Соотношение газ-дизель зависит от оборотов: чем ниже обороты мотора, тем больше впрыскивается солярки; на практике, соотношение составляет 50/50, если речь идет о пропане. Метан позволяет увеличить газовую долю до 75-80%. Наилучшие показатели в пользу газа проявляются при движении по трассе.

Оборудование ГБО на дизель

Такое оборудование в принципе мало чем отличается от ГБО для бензиновых двигателей, за исключением важной детали – устройства, позволяющего регулировать подачу солярки.

В автомобилях с разными системами подачи топлива применяются отдельные решения – электронные актуаторы или программируемые электронные блоки управления, призванные «душить» подачу дизтоплива при нажатии акселератора, либо наоборот, — открывать подачу, если газ закончился или сработала система безопасности. Или же водитель принудительно перевел авто на дизель кнопкой в салоне.

Экономический эффект

Денежный интерес двигает прогресс — чем выше цена на нефть, тем активней развивается сегмент газотопливных систем. Не зря мировые лидеры автопрома поставляют газодизельные автомобили для некоторых рынков, и это не только коммерческий автотранспорт. Основное условие – наличие разветвленной сети газовых заправок.

Замена дизтоплива газом дает возможность существенно экономить – это основное преимущество битопливных систем, ведь соблазнить нашего потребителя экологичностью нелегко. Причем об ухудшении характеристик автомобиля речи не идет — не надо жертвовать ни динамикой, ни снижением мощности, а наоборот, данные характеристики улучшаются, благодаря лучшему сгоранию топлива.

К плюсам можно добавить более «благородную» работу двигателя, «как на бензине» – это то, что можно реально «пощупать». Ещё, производители газобаллонного оборудования обещают больший интервал между плановыми ТО, меньший износ двигателя и прочие маленькие радости.

Из минусов:

  • Установка ГБО на дизель — это недешевое мероприятие;
  • Во многих регионах существует реальная проблема с метановыми заправками;
  • Выгода от установки ГБО на дизель появляется при больших пробегах – от 50 тыс. км в год.

К счастью, минусы касаются в основном денежного вопроса, а значит в техническом аспекте – порядок. Было бы экономическое обоснование.

Установка газа на дизельный двигатель

С постоянным ростом цен на топливо, установка газобаллонного оборудования на автомобиль становится все более популярной. Это не удивительно. Потратив несколько тысяч рублей на ГБО, можно ездить на топливе, цена которого вдвое ниже, чем бензина. Обычно установку газобаллонного оборудования осуществляют на бензиновые авто. Их двигателя более пригодны для эксплуатации на природном или сниженном газу. Но также встречаются дизельные автомобили с ГБО. Можно ли дизельный двигатель перевести на газ? Стоит ли устанавливать такое оборудование? Ответы на эти вопросы смотрите в нашей сегодняшней статье.

Особенности дизеля

Как мы уже сказали ранее, ГБО устанавливается в основном на бензиновые моторы. Если рассматривать газодизель, примером могут послужить лишь отечественные грузовики МАЗ и КамАЗ. На легковых автомобилях такое оборудование не встречается. Почему так редко устанавливают газ на дизельный двигатель? Ответ простой, и заключается он в принципе воспламенения топлива.

Как известно, бензиновые моторы поджигают смесь при помощи вспомогательных устройств. Ими являются свечи. При подаче топливно-воздушной смеси в камеру, они вырабатывают искру, благодаря которой горючее и воспламеняется. Ввиду того что бензин загорается от сторонних устройств, у таких моторов малая степень сжатия. Сейчас она составляет порядка десяти-двенадцати единиц. А если рассматривать моторы советских грузовиков, то и вовсе шесть. Единственный момент – это октановое число газа, которое выше, чем у бензина. Если у последнего оно достигает 98-ми, то у газа – не менее 102-х. Но чтобы мотор работал нормально на этой смеси, электронный блок управления автоматически корректирует углы зажигания и прочие параметры в режиме реального времени.

Что касается дизельных моторов, здесь отсутствуют классические свечи зажигания. Смесь воспламеняется от большой степени сжатия. Воздух разогревается под давлением настолько, что температура в камере достигает 400 градусов Цельсия. В результате, смесь воспламеняется и поршень производит рабочий ход. Кто-то скажет, мол, в дизельном двигателе есть свечи. Да, на некоторых моторах они есть. Но это вовсе другие – свечи накаливания. Они позволяют производить холодный запуск без затруднений, предварительно подогревая топливо. Такие свечи имеют вовсе другую структуру и принцип работы. Кстати, минимальная степень сжатия у дизельного мотора – 20 единиц. Если показатель будет меньше, двигатель попросту не заведется. У двигателей современных авто степень сжатия может достигать и 30-ти единиц.

Таким образом, если использование ГБО на бензиновом моторе не вызывает сложностей при эксплуатации (так как топливо поджигается свечей), то дизельный ДВС не в состоянии «переварить» подобную смесь.

Почему трудно перевести дизельный двигатель на газ?

Существует несколько факторов, которые усложняют процесс установки и эксплуатации ГБО на таком ДВС:

  • Температура воспламенения. Если у дизельного двигателя топливо самовоспламеняется при 400 градусах, то газ горит при 700 и выше. И неважно, метан это или пропан-бутан.
  • Отсутствие свечей. Какой бы степень сжатия ни была в дизельном двигателе, ее не хватит, чтобы разогреть газовую смесь до температуры самовоспламенения. Поэтому без установки сторонних свечей зажигания не обойтись.
  • Октановое число. У дизельного топлива ОЧ составляет 50 единиц. У газа – не менее 102. Если такое топливо попадет в дизельный двигатель, он уйдет вразнос (это неконтролируемая работа мотора на высоких оборотах). Способов решения проблемы несколько. Это коррекция степени сжатия, либо уменьшение октанового числа газовой смеси.

Методы установки

Существует несколько способов монтажа:

  • С полной переделкой двигателя.
  • С внедрением системы Dual Fuel.

Какой лучше использовать? Ниже мы рассмотрим, в чем особенности каждой технологии.

Полная переделка

В чем суть данного метода? Суть проста – дизельный двигатель полностью переделывается на газ. При этом после такого вмешательства он больше не будет работать на своем «родном» топливе – только на газу.

Чтобы агрегат не пошел вразнос, корректируют его степень сжатия. Она составляет около 12:1. Только так мотор может «переварить» топливо с высоким октановым числом. Далее устанавливается система поджога смеси. Каких-либо особых механизмов здесь нет. Для поджога используются обычные свечи, как и на бензиновых моторах.

В чем недостаток такой переделки? Ввиду необходимости проведения целого комплекса работ, стоимость переустановки может достигать 200 и более тысяч рублей. Это в десятки раз дороже, чем перевод бензинового авто на газ. Поэтому экономия весьма сомнительная. Тем более что у такого мотора снизится мощность и крутящий момент.

Система Dual Fuel

Именно такая схема используется на некоторых модификациях грузовиков МАЗ и КамАЗ. Это комбинированная система подачи топлива. На данный момент это самый дешевый, правильный и легкореализуемый вариант. Стоимость переделки составляет около 70-85 тысяч рублей. Особенность системы в том, что здесь нет необходимости в установке свечей зажигания. Чтобы воспламенить метан (или пропан-бутан), используется само дизельное топливо. Что касается основных составляющих системы, это все тот же газовый редуктор, шланги и магистрали, а также баллоны для хранения топлива.

Как это работает?

Запуск двигателя осуществляется только на дизельном топливе. После этого в ход идет уже газовый редуктор. Он подает смесь в камеру сгорания через впускной клапан. Газ идет вместе с кислородом. Наряду с этим, в камеру попадает небольшая порция дизеля. Когда поршень почти достигает верхней мертвой точки, дизельное топливо воспламеняется. Его температура составляет около 900 градусов, чего уже достаточно для самовозгорания метана или пропана. Таким образом, в камере горит сразу два вида топлива. КПД у такого мотора неизменный, за исключением того, что порция дизеля на порядок уменьшается.

Какой газ можно поставить на дизельный двигатель? Установить можно как пропановую систему, так и метановую. Но здесь есть подводные камни. Как отмечают отзывы, газ, на дизельный двигатель установленный, по-разному себя показывает. Если говорить о пропане, его процент содержания в смеси относительно небольшой – до 50 процентов. В случае с метаном, используется до 60 процентов газа. Таким образом, порция подаваемого в камеру дизеля уменьшается. Это положительно сказывается на экономии. Но полностью ограничить подачу дизеля нельзя. Иначе такая смесь просто не воспламенится без посторонних источников.

Читать еще:  Механическая трансмиссия и вождение: мкпп и особенности езды на такой коробке

Выгодно ли это?

Рассмотрим целесообразность переделки дизельного двигателя на газ. Поскольку для работы такого двигателя все равно нужна порция оригинального топлива (в нашем случае – ДТ), то экономия не столь существенная. Если бензиновый мотор полностью работает на газу, стоимость затрат на топливо уменьшается ровно в два раза. Но в нашем случае экономия будет только на 25 процентов, тобишь в полтора раза. И это при том, что цена установки системы Dual Fuel – не менее 70 тысяч рублей.

Нетрудно подсчитать, через какой пробег окупится данная система. При благоприятных условиях, окупаемость ГБО на дизеле наступит через 70-100 тысяч километров. И только после этого пробега вы начнете экономить. Вот почему газ на дизельный двигатель ставят лишь в редких случаях, да и то – на отечественные грузовики. На легковых автомобилях такая система практически не встречается.

Подводим итоги

Итак, мы выяснили, можно ли установить газ на дизельный двигатель. Ввиду иного принципа работы, установка ГБО на такой мотор требует больших переделок. Причем в результате все равно этот агрегат будет требовать хоть и небольшую, но порцию дизеля. Экономия от использования такого оборудования есть. Но она настолько незначительная, что никто не заморачивается над вопросом «стоит ли устанавливать газ на дизельный двигатель». Высокие сроки окупаемости и сложность установки – это основные факторы, которые препятствуют использованию газобаллонного оборудования на дизельном моторе.

Газовое оборудование на дизель: насколько реально?

Цены растут не только на бензиновое топливо, но и дизельное. Многие автовладельцы транспортных средств ищут ответ на проблемный вопрос: ставят ли газовое оборудование на дизель? Способы установки экономичного газобаллонного оборудования есть для любой машины, в том числе и турбодизельный.

С технической точки зрения, это сделать можно, если подойти грамотно к этому вопросу и разобраться, в чём принципиальное отличие работы моторов с разными топливными устройствами.

Эксплуатация дизеля на газу: в чём особенности?

Важная отличительная черта дизельного мотора от бензинового двигателя — в принципе возгорания горючего в топливной камере. На моделях на бензине для розжига газовоздушной смеси нужна искра от свечей зажигания.

Что касается дизеля и турбодизеля, система другая. Для начала нужно, чтобы достаточно сильно сжался воздух. При большом давлении он сильно нагревается. В последнюю секунду форсунка впрыскивает дизтопливо в камеру сгорания. Разогретая, сжатая смесь воспламенится сама. Сложного в системе ничего нет, топливная система упрощена до минимума. Но если нужно ставить газ, возникают трудности.

Газовое топливо (метановое или пропан-бутановая смесь) срабатывает иначе. Когда идёт подача в цилиндры газа вместо солярки, процесса детонации не будет. Чтобы поджечь газовоздушную смесь, требуется более высокий температурный режим в сравнении с соляркой.

Лучший выход в этой ситуации — впрыскивать в мотор небольшой объём солярки, после чего поставлять газ. Дизельное горючее воспламенится от высокого давления, затем подожжёт газовое.

Перевод на газ осуществляется при переключении кнопки на панели авто, после того, как мотор прогреется. Можно сделать так, что газовая установка будет запускаться автоматически. Управление процессом подачи метана и пропан-бутана осуществляется с помощью ЭБУ газобаллонной установки.

Подобная схема работает при частичном замещении солярки метаном либо пропан-бутаном. В процентном соотношении речь идёт о таких характеристиках: до 25-30% солярки и 70-75% газа. Способ может обеспечить хорошую экономию недешёвого сегодня дизельного топлива.

При переоборудовании на газомоторное горючее ДВС требуется небольшое количество дизельного топлива, это не позволяет целиком отказаться от дизеля. Однако ресурс дизельных форсунок значительно продлевается. Элементы дизельной силовой установки не дешёвые, долговечность составляющих играет большую роль при переходе на газодизель.

Есть другая возможность: полностью перевести дизельный автомобиль на газовое топливо. Нужно полностью снимать с дизельной машины топливный отсек и ставить внешнее устройство зажигания, дорабатывать ГБЦ и делать ряд других манипуляций, направленных на реконструкцию двигателя машины. Метод не популярный среди автовладельцев, трудозатратный, требует вложения больших средств.

Когда решается проблема, можно ли поставить газ на дизельный двигатель, выбирают газодизельный метод, ставят ГБО не ниже комплектации 4-го поколения.

При таком способе частичного впрыска учитываются обороты двигателя, объём впрыскиваемой солярки, другие значимые параметры.

На заметку! Из-за тесного контакта со штатным блоком управления мотора, «мозги гбо» просчитывают и быстро корректируют необходимый объём подаваемого газа. Метод позволит сохранять наилучший баланс между объёмом дизтоплива и газа для адекватной эксплуатации двигателя.

Какое топливо может употреблять дизель на газу?

Переделать дизельное авто на газодизельное возможно под определённый тип газа: метан или пропан-бутановая смесь.

Установить метан на дизельный двигатель дороже. Однако его эксплуатация даёт наилучший экономический эффект. Заправлять метан на дизель дешевле. Для пропановой установки доля газа составит не больше 35-50%. Когда дизель на метане, долю газа можно поднять до 85%.

Пропорция зависит от следующих факторов:

  • средняя скорость движения автомобиля;
  • температуры окружающей среды (зима или лето);
  • мощность двигателя;
  • нагрузка на ДВС;
  • уровень давления и температура газа;
  • стоит ли турбонаддув на дизеле или нет.

Наибольшая экономия горючего достигается когда ТС, например, Газель next, движется по трассе. Выгодно ставить метановое газовое оборудование на дизельный двигатель спецтранспорта, например, мусоровозов. У них мотор очень долго работает на холостом ходу.

Противники метанового топлива приводят веский довод, что тяжёлая газовая аппаратура снижает динамичность авто. Справедливо по отношению к легковым машинам. Камазы, трактора и грузовые газели, минивэны с двигателем 2,5 лишнего веса связки толстостенных метановых баллонов «не заметят».

Что касается взрывоопасности, на эту тему уже много написано. Метан не опаснее пропана, если всё сделать правильно. Газовый баллон должен быть обязательно сертифицированным. После того как машина будет переведена на двухтопливный режим, нужно следить за технической исправностью двигателя, герметичностью газовых магистралей.

На заметку! Газовое оборудование для дизельных двигателей прибавляет ещё один плюс: не придётся так часто менять моторное масло. Ресурс автомобиля продлится за счет уменьшения количества сажи.

Сложности при переводе дизеля на газ

Метановые установки победили в споре газодизельных автомобилей. Экологичное и экономичное природное газовое топливо выгодно во всех отношениях. Автовладельцы согласны даже на такое неудобство, как малое количество метановых заправок. Но сложности не заканчиваются на выборе типа газа.

Несмотря на явную экономичность топливных затрат от установки газового оборудования на дизель, следует быть готовым к следующим трудностям:

  • высокая стоимость монтажа гбо для дизельных двигателей, расходы на дальнейшее обслуживание газовой установки;
  • машине надо уделять дополнительное время на проверку и ремонт топливной системы;
  • если газовые баллоны придётся устанавливать в багажнике или кузове, сократится полезный объём использования площадей;
  • увеличение общего веса ТС;
  • при неправильном монтаже ГБО либо отсутствии датчика температуры во впускном коллекторе вырастает процент износа двигателя из-за высокой температуры воспламенения газовоздушной смеси.

Нужно учитывать годовой пробег дизельного авто, от этого отталкиваться. Далеко не все автосервисы, которые специализируются на установках автомобильного газобаллонного оборудования, соглашаются браться за переоборудование diesel.

Трудно найти мастера, у которого есть специальные знания в этой области и технические возможности переводить дизельный вариант ДВС на газодизельный. Разговор идёт о работе тяжёлой техники, специалистов, которые знали бы газодизельный двигатель и принципы функционирования, гораздо меньше.

На заметку! Законодательством предусмотрена регистрация ГБО на автомобиле, если это не предусмотрено с завода. Нужно обязательно ставить газовое оборудование в автосервисе с лицензией. Иначе зарегистрировать переоборудованный газодизель не получится и газовую аппаратуру придётся снять.

Выгодно ли брать газодизели с завода?

Крупные компании выпускают продукцию, которая учитывает условия эксплуатации современного дизельного двигателя на газу. На дизельную машину монтируется современное электронное управление.

Заводская модификация — это гарантия того, что будут реальные выгоды при полном сохранении показателей системы питания ТС.

Метановое оборудование с завода – наилучший вариант, поскольку там всё предусмотрено для слаженной работы. Но эта опция есть у ограниченного круга моделей. Такие транспортные средства будут иметь более высокую цену.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector