От дакара до формулы-1. топ-10 гоночных серий планеты

От Дакара до Формулы-1. Топ-10 гоночных серий планеты


LiveCars.Ru представляет десятку самых известных гоночных серий планеты

Не удивительно, что более 100 лет назад в мире появились первые гонки и гран-при, а в наше время они приобрели статус огромных бизнес-империй, где мировые производители борются за клиентов, а гонщики доказывают свое превосходство над конкурентами за рулем высокотехнологичных колесных монстров.

Сейчас в мире существуют десяти и сотни различных гоночных серий на любой вкус. Мы же выбрали самые известные, не привязываясь к условиям проведения, но обязательно учитывая статус, рейтинг и историю турнира.

Королева автоспорта, как еще называют эту серию, официально начала свой путь в 1950 году, но первые гран-при проводились задолго до формирования постоянной гоночной серии. По большому счету, именно формула-1 дала жизнь мировому автоспорту в широком понимании этого значения.

Все помнят Хуана-Мануэля Фанхио, Джека Брэбхема, Ники Лауду, Айртона Сенну, Нельсона Пике, Михаэля Шумахера, и наверняка слышали о борьбе Себастьяна Феттеля и Льюиса Хэмилтона в последние годы. Формула-1 не зря считается самой звездной серией, где выступают только лучшие автогонщики, а самыми известными гран-при считаются Монако, Нюрбургринг, Сильверстоун, Монца…

Постоянная борьба именитых брендов, таких как Ferrari, Mercedes, Renault, а еще ранее Ford, BMW, Honda и других, делает Формулу-1 все более технологичной. На данный момент – это вершина автомобильных технологий. Достаточно сказать, что даже ограничение регламентом обьема двигателя до 1,6 литра не мешает производителям выжимать из этого турбированного V6 около 1000 лошадиных сил, а ведь еще не так давно болиды использовали V8, V10 и даже V12.

В формульном мире существует не только F-1. Есть и младшие серии вроде Formula-Renault или F2 и F3, где соревнуются молодые автогонщики. Но есть и американская сестра F-1 – знаменитая гоночная серия Indy Car, имеющая за океаном ничуть не меньшую популярность, чем ее европейская старшая сестра.

На самом деле IndyCar имеет достаточно короткую историю, так как была основана только в 1996 году. Но, по сути, она является наследницей знаменитой USAC Championship Car, начавшей проводить официальные чемпионаты еще в 1955 году. В 1979-м в США ей на смену была основана новая серия ChampCar, с которой IndyCar долгое время боролась за пальму первенства и в конечном итоге победила, кода в 2008 году обе серии объединились в одну.

Сейчас IndyCar самая популярная формульная серия в США и Канаде, в которой соревнуются легендарные команды, но в отличие от Formula-1, двигателя им поставляют всего два производителя – Ford и Honda. Серия сочетает в себе как классические и любимые американцами овалы вроде Дайтоны и Инди, так и более современные гоночные треки, и даже гран-при на уличных дорогах. Наиболее известной является гонка 500 миль Индианаполиса на легендарной трассе «Старая кирпичница». В честь Индианаполиса, собственно, и названа данная серия.


DTM (Deutsche Tourenwagen Masters)

История этой серии уходит корнями в 70-е годы, но современный вид DTM приняла в начале 2000-х. По сути, это чисто немецкая гоночная серия, но участие в ней самых ярких автомобильных брендов 90-х и 2000-х делало DTM одним из самых мощных кузовных чемпионатов мира, и статус «немецкого» ничуть не мешал его популярности.

В свое время в командах DTM ездило немало бывших пилотов Formula-1, как, например, Ральф Шумахер или Жан Алези, а из производителей участие принимали BMW, Mercedes, Audi, Opel, Alfa Romeo… К слову, кузовной она называлась лишь по внешнему виду авто. Если же брать характеристики болидов — это спортивные монококи с углепластика (практически кузовная F-1).

И хотя популярность, а главное мощь серии по-прежнему остается высокой, ее лучшие времена остались позади. Более того, в этом году Merceds-Benz объявил об уходе из DTM ради Formula-E (о ней ниже), что ставит серию на грань исчезновения, ведь в ней останется всего два автопроизводителя – BMW и Audi. В общем, поспешите оценить DTM, пока она не ушла в прошлое или не начала революционные изменения ради выживания.

Если и есть кузовная серия, которая легко перебьет DTM по легендарности, то это американская NASCAR – абсолютно культовая серия Северной Америки, популярная во всем мире. Ее основная концепция – гоночные машины на основе серийных автомобилей, гоняющие по классическим американским овальным трекам.

Серия NASCAR даже старше, чем Formula-1, ведь была основана в 1948 году Биллом Франсем, и уникальна тем, что является частной, до сих пор находясь в руках одной и той же семьи Франс.

Несмотря на то, что в основе автомобилей NASCAR должны быть серийные автомобили, современные болиды мало чем напоминают своих «родителей» даже внешне. Но вполне возможно, что тенденция будет меняться, ведь со следующего года Ford запускает в NASCAR легендарный Mustang, а Toyota не менее легендарную Supra, и оба болида внешне выглядят максимально схоже со своими серийными братьями.

Электрическая формульная серия родилась не так давно — на волне повышения спроса на электрические автомобили и в соответствии с «зеленой» концепцией будущих авто первый сезон электрической сестры Formula-1 стартовал в 2014 году, а за его основу были взяты принципы и даже внешний вид болидов F-1. Впрочем, как вы уже могли догадаться, вместо двигателей внутреннего сгорания на болидах Formula-E стоят электрические силовые установки.

На самом деле, споры о необходимости такой серии и о ее будущем длятся ровно с тех пор, как мир узнал о ее появления. Скептиков серии множество, а главный аргумент является убийственным для любого фаната гонок – звучание «моторов» болидов просто ужасно, и с этим не поспоришь. Тем не менее, год за годом серия продолжает успешное существование, и постепенно привлекает все больше поклонников, а главное автопроизводителей, среди которых уже есть Renault, Audi, Jaguar, а со следующего сезона к ним присоединится еще и Mercedes-Benz.

Пилоты в серии также весьма известные, многие из которых ранее были пилотами Formula-1 — Нельсон Пике-младший, Себастьян Буэми, Ник Хайдфельд, Жан-Эрик Вернь, Лукас Ди Грасси и другие. В общем, есть за кого поболеть и на что посмотреть.


WEC (World Endurance Championship)

Это название скрывает в себе известный многим Чемпионат мира по гонкам на выносливость, куда входит уж точно всем известная и легендарная гонка 24 часа Ле-Ман во Франции.

По большому счету именно Ле-Ман является вишенкой на торте серии, и ее главной ценностью. Об этой гонке можно найти много классических и современных статей, а ее история богата и непроста. Так или иначе, но в этой кузовной серии сейчас принимают участие автомобили Gran Turismo и спортпрототипы, каждый из которых имеет по два класса.

На данный момент WEC проводит 6 гран-при, из которых четыре – это шестичасовые гонки в Великобритании (Сильверстоун), Бельгии (Спа), Японии (Фудзи) и Китае (Шанхай), одна 1000-мильная гонка в США (Себринг), и, конечно, те самые 24 часа Ле-Мана во Франции.


WTCC (World Touring Car Championship)

Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым автогонкам достаточно известен в нашей стране благодаря участию в нем автомобилей LADA. Это один из наиболее популярных кузовных чемпионатов мира, который проводится на протяжении более чем 30 лет. Хотя по сути, WTCC стал продолжением ETCC (чемпионата Европы).

Это стабильно популярный чемпионат, где поклонники автоспорта могут наблюдать реальные серийные автомобили, доработанные для гоночных условий. Кроме LADA, в нем также участвуют Citroen, BMW, Chevrolet, Ford, Honda, SEAT и Volvo. Как видим, достаточно широкое представительство брендов, что говорит как о популярности серии, так и о ее доступности для производителей.


WRC (World Rally Championship)

От гонок кольцевых, до гонок раллийных. Чемпионат мира по ралли является еще одной легендарной гоночной серией, ведущей свое начало от чемпионата Европы по ралли, проводимого с начала 50-х годов (сейчас это младшая сестра WRC). И когда мы говорили о том, что стремление человека к скорости породило современные гонки, можно с уверенностью утверждать, что где-то тогда же на заре гоночных времен произошло первое разделение на любителей треков и тех, кто желал гонять по обычным дорогам.

Гоночная серия включает в себя ряд этапов по обычным дорогам, включая асфальт, гравий, и грунтовку со всеми вытекающими последствиями – вылетами, проколами, авариями. Но главное принципиальное различие – здесь нет обгонов. Пилоты соревнуются друг с другом заочно, по времени проезда спецучастков, расположенных по трассе.

За десятки лет серия WRC видела множество крутых серийных авто, кардинально переделанных под ралли – это и первые Audi Quattro и легендарная Lancia Delta, Subaru Impreza, Mitsubishi Lancer и Toyota Celica. Что касается последних лет, в WRC уже 14 лет идет эра доминирования французских гонщиков – Себастьяна Лёба и Себастьяна Ожье.

Уникальная раллийная серия на выносливость, которая обросла десятками легенд и невероятных историй. Описать Dakar не хватит даже целой книги, но стоит отметить, что его история началась в 1978-м, когда впервые прошло то самое ралли «Париж-Дакар» — от столицы Франции до столицы Сенегала.

Большинство поклонников серии помнят именно африканскую историю Дакара, которая закончилась в 2009 году переездом в Южную Америку. Ралли до сих продолжает свое существование под брендом «Dakar», но кроме регламента и истории ничего общего ни с Африкой ни с Дакаром уже не имеет. Впрочем, консерваторы могут продолжать смотреть Ралли Африки, образованное после переезда Dakar в Южную Америку

Ралли-рейд Дакар объединяет в себе сразу несколько классов – мотоциклы, квадроциклы, внедорожники и грузовики, при этом существуют как заводские команды, так и частные, и даже одиночные гонщики. Регламент по сути такой же, как и в обычном ралли – спецучастки на время, с той лишь разницей, что проходят они по бездорожью и в не подготовленных условиях. Настоящий вызов природе и самому себе. Опасная и этим привлекательная гонка, где уже много лет среди грузовиков лидируют наши КАМАЗы.

Кто-то предпочитает раллийные дисциплины кольцевым автогонкам, а кто-то отдает предпочтение двухколесным болидам вместо четырехколесных. Именно для них мы завершаем наш обзор вершиной мотогонок – серией MotoGP.

Интересно, что первое гран-при серии прошло в 1949 году, за год до официального старта Formula-1, так что поклонники мотоциклов могут с чистой совестью утверждать, что их ведущая серия MotoGP имеет более древние корни.

В этой гоночной серии используются специальные мотоциклы-прототипы, которые не доступны в свободной продаже и не являются продолжением какой-либо серийной техники, так что MotoGP вполне можно сравнить с Formula-1, в том числе и по максимальной скорости, которая может достигать сумасшедших 350 км/час!

Девять лучших гонок мира. Рейтинг ЗР

Всё когда-то начиналось с нуля. Но одни гоночные проекты умерли, а другие набрали силу и вес — о самых-самых и пойдет речь.

Среди тысяч автогонок, проводимых во всем мире, с трудом наберется десяток, которые без оговорок можно назвать великими и легендарными. Почему так мало? Ответ один: конкуренция! Тех, кто снискал признание и любовь еще на заре автомобилизма, невозможно спихнуть с пьедестала. А изобрести и продвинуть что-то принципиально новое не выходит. Хотя такие попытки делаются.

Относительно молодые дисциплины автоспорта — скажем, дрифтинг или ралли-кросс — локально популярны, но на общемировой уровень так и не вышли. И, за редким исключением, сердцами (и кошельками) болельщиков владеет классика — кольцевые гонки и ралли.

Можно ли расставить самые известные на планете гонки по степени важности и значимости? Наверное, да, только непонятно, по каким критериям. Количество экипажей на старте, проданных билетов или часов телеэфира — величины, сильно зависящие от маркетинговых обстоятельств, характера и длительности состязаний. Как сравнивать многодневный ралли-рейд и этап Формулы‑1? Они слишком разные. Но всё же попробуем.

1. «24 часа Ле-Мана»

24 Heures du Mans

Кто-то скажет — «Ле-Ман» нынче не тот. ­Разумеется, всё поменялось, начиная с самих автомобилей и развиваемых ими скоростей. В 1923 году победители первого «Ле-Мана» Андре Лагаш и Рене Леонар на болиде Chenard-Walcker (Шенáр-Валькé) прошли за сутки 2209,5 км. Результат действующих победителей, экипажа заводской команды Porsche, — 5233,5 км.

Отчасти и трагедии «Ле-Мана» указали на необходимость мер безопасности. Начинали-то без каркасов, вваренных в кузова машин, без шлемов, без несгораемых комбинезонов, трассы толком не ограждались, а зрители сидели чуть ли не на дороге.

Ушла эпоха романтики, связанной с перепачканными маслом гонщиками и риском для жизни всех присутствующих. Сильно изменились правила. Но остались основные принципы и энергетика «Ле-Мана». Это по-прежнему 24‑часовая гонка с пит-стопами и сменой пилотов, где на финише замеряют не время, а пройденную дистанцию. Изначальная идея — выявить самый надежный и экономичный автомобиль — всё та же. Она привела к появлению особой породы гоночных гибридов и целого чемпионата мира по гонкам на выносливость (endurance race).

Не так давно был краткий период, когда гонка в Ле-Мане выпала из всех мировых серий и осталась сама по себе. Это не отра­зилось ни на содержании списка участников, ни на наполнении трибун! Под влиянием «Ле-Мана» родились и другие 24‑часовые гонки, но ни одна из них и близко не подобралась по престижности к родоначальнице длинных гонок.

2. Гран-при Монако

Grand Prix de Monaco

Это далеко не самый первый «Большой приз» в истории автогонок, но определенно самый знаменитый.

Читать еще:  Как выбрать дворники на машину

Многие гонки, которые родились как Гран-при в начале XX века, давно вымерли — вместе с трассами, на которых их когда-то проводили. А эта — жива, причем трасса почти та же самая, видоизменился лишь набор поворотов после туннеля. Организатор исконный — Автомобильный клуб Монако. И призы на финише вручает, как и в 1929 году, представитель княжеской династии.

Название «Гран-при» давно присвоила Формула‑1, и теперь любой этап этого чемпионата мира автоматически получает статус Гран-при — например, Индии или Азербай­джана.

Спроси пилотов, какой этап им больше всего нравится, назовут бельгийский или японский. Но самым престижным считается Гран-при Монако, несмотря на множество недостатков: гонки здесь нередко скучные, вместимость трибун рекордно малая, а цены на билеты — рекордно высокие.

3. Ралли Монте-Карло

Rallye Automobile Monte Carlo

Еще одно детище того же Автоклуба, причем более древнее, чем Гран-при. Первое Ралли Монте-Карло прошло в 1911 году по правилам, которые ныне никто не понял бы. Экипажи стартовали из одиннадцати разных точек Европы и где-то там, поодиночке, преодолевали дистанцию 1020 км, чтобы собраться в кучку на главной площади. Но это действительно было первое ралли в мире!

Именно так родился второй и теперь уже главный смысл слова rally — первоначально под ним подразумевалось «сборище, слёт». Сегодня ралли для многих — синоним слова «гонки».

Не важно, что до середины 1950‑х Ралли Монте-Карло было довольно заурядным мероприятием без звезд первой величины. А на старт выходили автомобили марок Turcat-Mery (Тюркá-Мери), Amilcar (Амилькар) и Invicta (Инвикта). Зато потом Ралли Монте-Карло собрало все сливки славы.

К основной гонке, чья традиционная изюминка — зимние горные дороги, два­дцать лет назад добавился «прицеп» в виде гонки олдтаймеров. Она собирает по триста машин — намного больше, чем «боевой» зачет.

Indianapolis 500, Indy 500

Одно из главных изобретений США — кольцевые гонки по овальной трассе. Впрочем, за пределы родины они толком и не вышли, наряду с бейсболом и тамошним «футболом». Понемногу есть везде, но бешеным спросом не пользуются, в отличие от «500 миль Индианаполиса». Иначе здесь не наращивали бы постоянно трибуны снаружи 2,5‑мильного овала. Их вместимость дошла уже до 270 тысяч человек (плюс зона infield — внутри трассы, где помещается еще сотня тысяч). И, надо признать, у Indy 500 самая большая гоночная аудитория в мире.

Гонка, впервые проведенная в 1911 году, дала имя классу гоночных формул и чемпи­онату этих формул. С 1950 по 1960 год входила в чемпионат мира Формулы‑1. Большие европейские марки стремились выиграть здесь с первых дней (Peugeot, Mercedes-Benz). Победителям на финише вместо шампанского вручают бутыли с молоком. А их имена навеки вписаны в историю мирового автоспорта.

В 1977 году французский мотогонщик Тьерри Сабин заблудился в пустыне в ходе ралли по маршруту Абиджан — Ницца. Чудом остался жив — лишь через трое суток его нашли аборигены. Считается, что именно это приключение вдохновило Сабина на организацию марафона «Дакар» — затяжной гонки по пустыням с элементами движения по азимуту и выживания в экстремальных условиях.

Старт первому рейду Париж — Дакар дали в 1978 году. Он не был самым протяженным в мире. От Абиджана до Ниццы, в конце концов, дальше, чем от Парижа до Дакара. Но прижился именно вариант Сабина: две недели жары, лишений и около 10 тысяч километров пути.

От названия давно отвалился Париж, а сама гонка переехала в Южную Америку — в целях безопасности. По крайней мере, экипажи перестали подрываться на минах и попадать в перестрелки и заложники — уже прогресс. Хотя и адреналина стало меньше.

В Африке — по старому маршруту и в эти же сроки, в первые недели января, — проводят новую гонку. Но вся мировая гоночная элита выбирает «Дакар». Как и раньше, больше половины участников — гонщики-любители.

6. «Пайкс-Пик»

Pikes Peak International Hill Climb

Первый в мире hill climb (скоростной подъем на холм) состоялся аж в 1897 году близ Ниццы. Старейшая действующая трасса для подъема на холм находится в Англии. А самый знаменитый подъем на холм — конечно, американский «Пайкс-Пик», ведущий отсчет с 1916 года. И он же самый высотный: старт — на отметке 2862 м, финиш — на отметке 4301 м.

Трассу эпизодически модифицировали, постепенно улучшая покрытие: грунт заменяли асфальтом. Но конфигурация принципиально не менялась.

В сегодняшнем варианте на дистанции 19,99 км насчитывается 156 поворотов. Стартует здесь всё, что может двигаться (от мотоциклов до седельных тягачей),- поделенное на 18 зачетов. Это очень по-американски. Но едут сюда со всего мира — японцы, финны, австралийцы и французы. Сто боевых машин на старте — обычное дело, и среди пилотов, как правило, пяток звезд мировой величины.

7. Гран-при Макао

Macau Grand Prix

Возможно, главная гонка Азии, хотя сами азиаты не играют в ней первых ролей. Попутно это самое масштабное состязание на городской трассе — семь километров с ощутимым перепадом высот и заковыристыми поворотами. Ее проложили по улицам португальской колонии, получившей самостоятельность только в 1999 году.

Победителями Гран-при Макао бывали Айртон Сенна и Михаэль Шумахер. А началось всё в 1954 году с гонки любителей на легковушках. Позже к Турингу добавился смешанный формульный класс и мотогонки на супербайках. С 1983‑го и поныне проводят всепланетную престижную гонку Формулы‑3, а с 2005‑го — этап чемпионата мира WTCC. Всё это дополняется заездами местных гонщиков, огромной аудиторией и музеем Гран-при, где хранится редкий Triumph TR2 первого победителя — португальца Эдуарду де Карвалью.

8. «Милле милья»

Mille Miglia, «Тысяча миль»

Если сегодня кто-нибудь возжелал бы провести что-нибудь подобное, это обзовут «беспредельным стрит-рейсингом» и запретят еще до старта. А в 1927 году всё прошло нормально: 77 экипажей на спортивных машинах промчались по обычным дорогам от Брешии до Рима и обратно (около 1600 км, или 1000 миль). Дороги и в дальнейшем не закрывали для движения прочего транспорта, потому гонка постепенно обрастала жертвами. И легендами тоже: в 1954 году, например, Ганс Германн на Porsche 550 Spyder пролетел под закрытым шлагбаумом перед носом скоростного поезда. Благодаря гонке «Милле милья» прославились итальянские марки Ferrari, Maserati, Alfa Romeo, Lancia, да и Bugatti заодно. Тацио Нуволари, Рудольф Караччиола, Энцо Феррари, Хуан Мануэль Фанхио, Стирлинг Мосс — все они здесь выступали. А красные таблички-указатели, придуманные еще в довоенные времена, стали вечным лейблом гонки.

Первым, кто запретил это безобразие из-за очередной трагедии, унесшей несколько жизней, был Муссолини. После войны гонка возродилась, но ее то переносили на закрытую трассу, то запрещали, то снова разрешали. В 1977‑м ее возродили в очередной раз — в формате спокойного ретроралли для машин, выпущенных не позже 1957 года. Проходит до сего дня, заслужив неформальный титул самой красивой в мире дорожной гонки и почетный камень в умозрительной аллее гоночной славы.

9. Гонка чемпионов

Race оf Champions

ROC — самая юная из гонок, которые можно отнести к числу великих. Придумала ее раллистка Мишель Мутон — в память о погибшем раллисте Хенри Тойвонене, а на первый старт в 1988 году пригласили восемь раллийных чемпионов мира. Естественно, на раллийных автомобилях — резких, быстрых и шумных.

Суть: парные гонки по параллельным дорожкам на короткой замкнутой трассе, проигравший выбывает. Первая гонка ROC прошла близ Парижа, и в финале Юха Канккунен одолел Тимо Салонена. Сражение суперзвезд имело колоссальный успех, и гонка стала ежегодной. Долгое время (1992–2003) она гостила на острове Гран-Канария, логично и красиво закрывая сезон чемпионата мира по ралли.

Затем организаторы решили уйти от гравия и солнца под крыши стадионов в мегаполисах: Париж, Лондон, Пекин, Бангкок, Дюссельдорф. И заодно — от чисто раллийного имиджа: на старт нынче приглашают звезд из самых разных дисциплин. Постепенно исчезли раллийные автомобили, да и раллисты тоже. На недавнем розыгрыше ROC‑2017 в Майами почти половина пилотов представляли Формулу‑1, в том числе три экс-чемпиона — Алонсо, Баттон и Феттель. Нельзя сказать, что стало хуже, просто сместился общий акцент — с самой гонки в сторону шоу. В любом случае это одно из самых заметных событий гоночного года.

10. Это место вакантно

Могло ли его занять что-нибудь советское или российское? После 1917 года, наверное, нет. Старейшей гонкой на территории бывшего СССР является рязанский автокросс «День Победы», проводимый с 1964-го. Но с годами он захирел и давно не собирает по 400 участников, как в лучшие времена. Самый глобальный и международный из действующих российских проектов — ралли-рейд «Шелковый путь». Для попадания в мировой топ‑10 он слишком молод. А Гран-при России Формулы‑1 — просто еще один из многих аналогов.

Изобрести что-то грандиозное в автоспорте уже невозможно? Всё уже придумано до нас? Не исключено. Но вполне реально сделать что-то ярче и интереснее, чем было раньше. Ведь многие великие гонки родились именно так.

ТОП 6 самых престижных автогонок планеты

Создатель кольцевых гонок на электромобилях Алехандро Агаг представил публике ещё один шедевр – Odyssey 21. Этот внедорожник оснащён электродвигателем и по замыслу Агага к 2021 году планируется запустить очередную гоночную дисциплину именно на этих автомобилях. По замыслу Алехандро, автогонки будут проходить в самых отдалённых уголках планеты, а все пилоты будут соревноваться на одинаковых автомобилях. Интересно будет понаблюдать за автогонками: станут они популярными или же будут второстепенными соревнованиями для бывших пилотов ралли Париж — Дакар. В связи с этой новостью мы решили составить небольшой рейтинг самых престижных автогонок в мире.

№1 Formula-1

Без сомнений, чемпионаты мира Формулы-1 являются самыми престижными и популярными соревнованиями в мире. Ведь каждый в мире знает Михаэля Шумахера, а многие мечтают походить на него. Да и его фамилия с годами стала именем нарицательным. Каждый, у кого есть телевизор или интернет, видел хоть один этап и знает о трагической смерти Айртона Сенны. Каждый наш соотечественник радовался, когда Виталий Петров стал первым российским пилотом Формулы-1. А особо ярые болельщики помнят чемпионство Кими Райкконена на последнем повороте Гран-при Бразилии 2007 года, или как его напарник по команде через год в похожей ситуации также на последнем повороте чуть не стал Чемпионом Мира.

Каждая «конюшня» тратит сотни миллионов долларов на зарплату автогонщикам и на создание нового супербыстрого болида. Такая гонка финансовых вооружений привела к тому, что, начиная с 1990 года, 28 команд покинули Формулу-1 из-за нехватки бюджета.

Феррари − самая титулованная команда в истории Formula-1, хотя в последние 10 лет команда не может выйти на первые позиции.

Пожалуй, все остальные популярные автогонки нельзя распределить по местам. Каждая из них весьма популярна и престижна, поэтому все их мы учтём как номер 2 в нашем топе.

24 часа Ле-Мана

Это не просто гонка – это поиск компромисса между скоростью и надёжностью, ведь 24 часа сможет выдержать не каждый автомобиль. «Ле-Ман 24 часа» – старейшая автогонка. Первый заезд стартовал в далёком 1923 году. На каждом автомобиле соревнуются несколько гонщиков, которые сменяют друг друга, ведь за время гонки нужно преодолеть 5 тысяч километров.

Самое интересное, что гонка − это всего лишь один из этапов кубка мира. Кроме Ле-Мана, проводится ещё 8 гонок на выносливость, которые длятся не менее 6 часов. Но именно этот этап является самым популярным.

Художественный фильм «Мишель Вальян. Жажда скорости», сценарий к которому написал Люк Бессон, посвящён гонке «24 часа Ле-Мана».

WRC — World Rally Championship

Первое в истории ралли и первая в истории автогонка, которая прошла между Парижем и Руаном в 1894 году. Она по сей день не теряет популярности. Ведь многие знают таких гонщиков, как Себастьен Лёб, Петтер Сольберг, Себастьян Ожье, Дани Сордо, Яри-Матти Латвала.

Особенность автогонки в том, что автомобили не соревнуются друг с другом на трассе. Они просто на время проходят спецучастки, а по итогам финишного времени гонщики распределяются по позициям. Самым титулованным гонщиком в истории WRC является Себастьен Лёб, который завоёвывал чемпионский титул 9 раз подряд.

Разработчики компьютерных игр создают множество симуляторов, посвящённых автогонкам. Наиболее популярной в мире считается серия игр Colin McRae Rally. Своё название игра получила благодаря британскому гонщику и чемпиону мира 1995 года в серии WRC Колину Макрею. Он признавался самым зрелищным и известным автогонщиком ралли. После гибели Колина в 2007 году серию игр было решено переименовать.

500 миль Индианаполиса или Инди 500

Самая известная и престижная гонка на авто с открытыми колёсами и одна из самых популярных гонок в мире. Проводится она на автодроме «Индианаполис Мотор Спидвей». Каждый житель Северной Америки рад слышать фразу: «Леди и джентльмены, заводите мотор». Именно с неё начинается гонка, после чего пилоты проезжают прогревочный круг.

История Инди 500 началась более 100 лет назад – в 1911 году. Проводится она в заключительное воскресенье мая. До 1974 года проводилась 30 мая. До 1955 года результаты гонки шли в зачёт чемпионата ААА. С 1950 по 1960 – в зачёт Formula-1. После этого они стали идти в зачёт гонок ИндиКар.

Победителями Инди 500 в разные годы становились бывшие и будущие пилоты Формулы-1 (после того, как гонка перестала считаться одним из этапов этого чемпионата). В 2017 году первым приехал Такума Сато, в 2015 и 2000 Хуан Пабло Монтойя, в 1995 Жак Вильнёв, в 1993 Эмерсон Фиттипальди. Кстати, легендарный бразилец в 2008 году на Инди 500 управлял машиной безопасности.

Читать еще:  Ремонт замка зажигания - последовательность действий. замена личинки и ремонт своими рукмаи

Самый популярный кузовной чемпионат в Соединённых Штатах. Первый чемпионат состоялся в 1949 году. Особенность гонок – все они проходят на овальных трассах и в несколько сотен кругов. В заездах принимает участие огромное количество пилотов, по этой причине аварии здесь − весьма частое явление. Длина колец на различных этапах варьируется от 847 метров до 4,28 километра. Средняя скорость на трассе составляет 303 км/ч.

Именно благодаря зрелищным авариям, Наскар по популярности в Штатах занимает 3 место среди спортивных мероприятий. Обходят их только бейсбол и американский футбол. Даже хоккей и баскетбол делят между собой 4 строчку.

Первый «Париж – Дакар» стартовал в 1978 году. До 2009 года она стартовала или финишировала в Дакаре (столица Сенегала). Потом её перенесли в Южную Америку. С 2020 года она будет проводиться в Саудовской Аравии.

Эта гонка выделяется тем, что она проводится в пустыне, и в ней принимают участие не только автомобили, но и грузовик и мотоциклы. По сути это – выживание в экстремальных условиях, а не просто гонка. Ведь пилоты 2 недели проводят на жаре, в лишениях, а ещё раньше частым явлением были подрывы на минах, попадание под перестрелки и похищения с целью выкупа. Сегодня обходится без такого экстрима, хотя из-за песчаных бурь и сегодня не обходится без жертв.

В классе грузовиков на протяжении 20 лет наши соотечественники являются одними из главных фаворитов соревнований. Тройка самых титулованных спортсменов в этой дисциплине выглядит следующим образом:

  • Владимир Чагин (Россия) – 7;
  • Карел Лопрайс (Чехия) – 6;
  • Эдуард Николаев (Россия) – 3.

Команда КАМАЗ смогла завоевать всего 15 кубков конструкторов.

В 1977 году мотогонщик из Франции Тьерри Сабин заблудился в бескрайней пустыне в ходе гонки Абиджан – Ницца. Он чудом выжил, а нашли его только через 3 дня бедуины. Именно этот случай и повлиял на создание Сабином марафона «Дакар». Сам организатор погиб в 1986 году, когда его вертолёт попал в песчаную бурю в Мали.

Самый первый “Дакар”

Постер ралли-рейда “Париж-Дакар” 1979 года – Adv Joe

История “Дакара” началась в далёком 1977 году, когда мотогонщик Тьери Сабин заблудился в ливийской пустыне во время ралли Абиджан-Ницца. Оставшись в одиночестве и потеряв свой компас, француз блуждал по пустыне в надежде, что он встретит кого-то и будет спасён. 14 января его с вертолёта заметил организатор гонки Жан-Мишель Син – к тому времени единственным источником влаги для Сабина были камни, которые он постоянно посасывал.

Проведя три ночи в одном из самых безлюдных мест планеты, где компанию ему составляла лишь его тень, Сабин, по возвращению во Францию, решил реализовать идею, которая пришла ему в голову во время блужданий – показать необъятность пустыни как гоночной дистанции другим гонщикам, в первую очередь мотоциклистам. Он решил создать самую сложную, самую опасную гонку планеты, не соревнование, а вызов. Так и родился ралли-рейд, названный по своему первому маршруту “Париж-Дакар”. Слоганом для первого “Дакара” (лишь дважды за африканскую жизнь марафона участники не бывали у Розового озера, а вот с 1995 года старт давался уже не в Париже, и название гонки сократилось до одного слова) стала фраза, полностью отражающая суть соревнования: “Вызов для тех, кто принимает участие. Мечта для тех, кто не решился это сделать”.

Тьерри Сабин оказался талатнливым организатором, и на следующий день после Рождества 1978 года, 26 декабря, 182 участника приняли старт в Париже. Им предстояло пройти за три недели (финиш был намечен на 14 января в Дакаре) немыслимую дистанцию – 10 тыс. километров, из которых 3168 составляли спецучастки по песчаным и каменистым пустыням, грязи, саванне и бескрайним дюнам. Участникам предстояло пересечь территорию шести стран – Франции, Алжира, Нигера, Мали, Верхней Вольты (с 1984 года – Буркина-Фасо) и Сенегала.

Команда “Ямахи” на “Дакаре” в 1979 году – Adv Joe

В первом “Дакаре” не было ещё разделения по категориям участников – была только одна-единая классификация, и основной ударной силой стали мотоциклисты, которые составили практически половину от стартующей техники – 90 (плюс 80 автомобилей и 12 грузовиков). Самым распространённым мотоциклом была “Ямаха 500ХТ” – 38 участников сделали выбор в пользу байка, проверенного гонкой Абиджан-Ницца. И выбор оказался верным – забегая вперёд, следует сказать, что и победитель, и финишировавший вторым гонщик, оба восседали именно на “Ямахах”; всего же до финиша впоследствии добралось 14 500ХТ. Основной ударной силой считалась заводская команда “Ямаха/Сонаута” (Yamaha/Sonauta), в составе которой ехали Жан-Клод Оливье, Жиль Конт, Кристиан Райе и Руди Потисек, в последнюю минуту заменивший Сержа Баку, у которого возникли проблемы с гоночной лицензией.

Не осталась в стороне и “Хонда”. Понимая, что новое соревнование привлечёт к себе внимание и станет хорошей возможностью для промоции их нового внедорожного байка, японцы предложили всем участникам скидку на свою новую модель XL-250S. Более того, всем им во время ралли-рейда оказывалась заводская поддержка, для чего “Хонда” наняла целый самолёт DC3, в котором с локации на локацию путешествовали четыре инженера с двумя тентами и комплектом запчастей, плюс на дистанции участников сопровождали два грузовика. 29 мотогонщиков в итоге использовали XL-250S, 15 из них добрались до финиша, включая бронзового призёра ралли-рейда.

Была и третья заводская команда в “Дакаре” 1979 года – французский импортёр “Мото Гуцци”, компания “Сьюдем” (Seudem) усадила пятерых гонщиков на 500ТТ, которые стали своеобразными франкенштейнами: подвеска была усилена, седло взято от модели ” V1000 Конверт”, а топливные баки – от “V7 Спорт”. Правда, до финиша добрался лишь один гонщик команды, на далёком 48 месте – мотоциклы подвело заднее колесо, которое просто не выдерживало нагрузку в песках, и повышенный расход топлива.

Также мотоциклистами использовалась и другая техника: “Судзуки”, “Кавасаки”, “Хонда 125 XLS”; гонщики на БМВ и MZ до финиша добраться не смогли. Среди автомобилей самой популярной техникой были “Рендж Роверы”, “Ленд Роверы”, “Тойоты BJ” и другие популярные тогда внедорожники, хотя встречались и багги, и даже более экзотические для бездорожья конструкции – такие как “Рено 4” или “Пежо 504”.

Маршрут “Дакара” 1979 года – Adv Joe

В 9:15 утра 26 декабря вице-мер Парижа дал отмашку флагом и первый “Дакар” стартовал от дворца Трокадеро. Сначала участники перебрались на военную базу в Монлери, где прошёл первый спецучасток длиной всего 3,6 км – для того чтобы определить порядок старта в Алжире. Его выиграл Кристоф Нёве на “Рендж Ровере”.

Далее аж до 1 января участников ралли-рейда ждали исключительно переезды. 27 декабря они двинулись из Монлери на Марсель, однако сразу же не обошлось без неприятностей – одна из семи женщин-участниц, Коринна Коппехаг, влетела в резко затормозивший автомобиль. По прибытию в порт отправки в Африку у неё был диагностирован перелом ступни и “Дакара” для гонщицы закончился, толком и не начавшись.

Кристоф Невё и его “Рендж Ровер” – Dakar d’Antan

28-30 декабря техника участников переправлялась морем из Марселя в Алжир, 31-го участники переезжали из Алжира в Регган, преодолев более 1000 км за один день, где 1 января и был дан фактический старт гонке – 270 км до Ин-Салаха. Спецучасткок был выигран двумя “Рендж Роверами” – протокол возглавил Жаки Приве, за ним расположился Невё, а третье время показал Кристиан Райе на 500XT. Непривычность к подобным соревнованием привела к тому, что сразу же четверть участников заблудилась в первый же день.

Следующий день – вновь перегон, до Таманарассета, где 3-го января стартовал следующий спецучасток, до Ин-Геззама, который вновь выиграл Невё и гонщик “Ямахи”, только на этот раз – Потисек. А вот переезд в Нигер на следующий день обернулся небольшим скандалом – после старта спецучастка Ассамакка-Арлит (230 км) Сабин обнаружил, что на втором километре дистанции гонщики на развилке сворачивают не туда, причём массово. Причиной тому были журналисты, которые выехали ещё до старта, сбив своими следами с толку гонщиков. Было принято решение выслать перехват, чтобы весь караван не заблудился в пустыне.

Однако некоторые участники разминулись с организаторами, причём большинство из них были мотогонщиками на “Ямахах”, которые на тот момент находились в лидирующей группе генеральной классификации и поэтому уходили на дистанцию одними из первых. Спортсмены вскоре поняли свою ошибку и, в поисках ориентиров, постепенно сбились в одну группу и даже нашли верную дорогу. Правда, на них обрушилась ещё одна напасть – у них практически полностью закончился бензин. На их счастье, они на наткнулись на группу японских туристов (в Нигере!) и даже смогли на ломанном английском, взывая к национальной гордости, убедить их поделиться топливом. Но всё равно, прибыв на финиш, Оливье, Райер, Потисек сотоварищи обнаружили, что не уложились во временной лимит прохождения дистанции, за что и получили штраф в семь часов; их протест, естественно, был отклонён. Победителями же спецучастка стали Жерар Доранжон на “Рено 5” и Патрик Шааль на… “Ямахе”, который вышел в лидеры общего зачёта.

Следующий день (Арлин-Агадес, 231 км) остался за Пьер-Луи Моро на “Пежо 504” и Оливье, а вот 6 января на спецучастке Агадес-Ниаймей принесло первую трагедию. Молодой мотогонщик Патрис Доден опаздывал на старт и не застегнул ремни своего шлема. Пытаясь сделать это на ходу, он потерял контроль над своей “Ямахой”, упал и ударился головой о камень, причём шлем слетел ещё в процессе падения. Гонщик был немедленно госпитализирован и отправлен спецбортом в Париж, но всё равно скончался от полученных травм там несколько дней позднее.

Но это была не вся драма, которой обернулся последний спецучасток Нигере. Маршрут, проложенный полгода до гонки, с того времени значительно ухудшился – дороги оказались разбиты в хлам, а густая растительность делала объезды по обочине практически невозможными. И если мотоциклисты ещё худо-бедно проезжали, то автомобили и грузовики застревали и ломались. Убойность дороги стала причиной того, что с дистанции сошли два фаворита гонки, оба – заводские гонщики “Ямахи”: Потисек на каменистом участке упал и сломал ногу, а Оливье при объезде препятствий врезался в “Рендж Ровер” Невё, сломав запястье. При этом он сумел доехать до финише и даже стать лучшим на СУ, но травма не дала возможность продолжить борьбу.

Следующий спецучасток Ниаймей-Гао был отменён и заменён простым переездом в Мали, где 8 января участников “Дакара” ждал день отдыха – до финиша оставалось ещё 3000 км и шесть дней. Удивительным в этой ситуации было то, что в строю до сих пор находился “Рено KZ 11 CV” – французский автомобиль 1920-х, собрат машины, которая проехала в 1927-м всю Африку с севера до самого Кейптауна. Ещё более удивительным стало и то, что экипаж Филиппа Айата, журналиста и искателя приключений, Жана-Пьера Домблиде, школьного учителя, и Даниеля Нолана, технического специалиста, предоставленного “Рено-Гордини”, финишировал на 71-м месте!

Спецучасток Гао-Мопти стал самым длинным в ралли-рейде 1979 года – участники преодолевали боевую дистанцию в 600 км. Во время которой сменился лидер гонки – Патрик Шааль, имея 19 минут преимущества над Сирилем Невё, братом Кристофа, упал и сломал мизинец на ноге, выбыв из дальнейшей борьбы. Невё вышел в лидеры гонки, хотя СУ выиграли и Конт (мотоциклы), и Ален Женестье (автомобили).

“Рендж Ровер” Женестье – Dakar d’Antan

Из Мопти в Бамако вновь был перегон, после чего за 11-12 января гонщики преодолели почти 700 км спецучастков до Каеса – последней точки в Мали. Причём путь из Бамако в Ниоро стал самым тяжёлым испытанием для участников – гонщики описывали маршрут как “усеянный ямами размером c ванную”, причём бездорожье сменялось зыбучими песками, что делало дистанцию практически непроходимой не то что для автомобилей, но и для мотогонщиков. Лишь один участник, Филипп Вассар, сумел преодолеть 417 км вовремя, и Сабин принял решение увеличить лимит прохождения дистанции – в противном случае получалось, что лишь один гонщик имел право финишировать в Дакаре.

Победитель “Дакара”’79 Сириль Невё – Dakar d’Antan

Уже под самый финиш гонка лишилась двух из лидеров: Юбера Ориоля – двигатель на его “Ямахе” умер, когда оставалось проехать буквально один день, чтобы финишировать третьим, – и Жана-Клода Морейе, который по аналогичной причине лишился второго места. Аналогичные проблемы возникли и у лидера Невё на перегоне до Бакеля, откуда участникам предстояло 14 января преодолеть финальные 96 км до Розового озера, но его механики, к счастью, имели запасной двигатель, который за ночь и был установлен на “Ямаху”.

Участники “Дакара” на берегу Розового озера в 1979 году – Adv Joe

Всего до финиша в “Дакаре” добралось 74 участника, из них 34 – мотогонщики, которые из-за характера дистанции и профессиональной подготовки и доминировали в том году в общей классификации, тем более что большинство экипажей на автомобилях и грузовиках выполняли роль техничек у спортсменов на двух колёсах. Кроме того, многие участники на четырёх (и более) колёсной техники воспринимали “Париж-Дакар” 1979 года как одно большое приключение и ехали его скорее на гражданской, чем гоночной технике.

Читать еще:  Как правильно зарядить новый аккумулятор автомобиля и в каких случаях это следует делать?

Лучшие среди грузовиков в “Дакаре” 1979 года – Dakar d’Antan

Первые три места в рейде “Париж-Дакар” 1979 года заняли мотоциклисты: Сириль Невё, Жиль Конт (оба – на “Ямахе”) и Филип Вассар (“Хонда”); два автомобиля – “Рендж Ровер” (Ален Женестье, Жозеф Тербийо и Жан Лемордан) и “Рено 4” (Клод и Бернар Морро) замкнули топ-5. Мартина де Кортанзе на “Хонда 250 XLS”, заняв 19-е место, стала лучшей участницей. Лучшим среди грузовиков стал “Пинцгауер 6х6”, которым управляли Жан-Франсуа Дюнак, Франсуа Бо и Жан-Пьер Шапель; они заняли 44-е место в классификации.

Мартина де Кортанзе – Adv Joe

Практически все участники “Дакара” 1979 года были из Франции – лишь шестеро из увидевших столицу Сенегала были не французами. Лучшими из “иностранцев” стали итальянцы на “Фиат Кампаньола” Чезаре Жиродо, Антонио и Марио Каваллери, а монегаск Юбер Ригаль на “Рендж Ровере” выиграл последний 96-километровый СУ по Сенегалу, став 16-м в общей классификации. Стартовали и в самом первом марафоне пять автомобилей “Лада Нива”, два из которых добрались до финиша – Пьер Минонзио и Жан-Луи Леденту закончили гонку 28-ми.

“Лада Нива” на “Дакаре” 1979 года – Dakar d’Antan

Несмотря на общий успех соревнования, была и волна критики со стороны журналистов – из-за того, что заводские команды – “Хонда” со всеми её самолётами и инженерами и “Ямаха” с мириадом техничек, – превратили “большое приключение в соревнование у кого денег больше”. В принципе, они оказались правы – в 1980-м году заводских команд стало ещё больше, классификация была разделена на привычные нам отдельные зачёты мотоциклистов, автомобилей и грузовиков, и “Дакар” постепенно стал превращаться в то соревнование, которое мы знали и любили.

Какие бывают гонки? Гид по пяти главным видам автоспорта

Если футбол надоел, не спеши выбрасывать телевизор.

Кровати, унитазы, воздушные шары, газонокосилки, даже гробы и тыквы — что только не служит болидами для гонок! Но популярнее всего все-таки машины. А вот какие и как именно на них соревноваться — тоже вопрос огромного выбора. Вместе с телеканалом Discovery Channel мы расскажем о пяти основных видах автогонок. К чему бы это? Да к тому, что на Discovery Channel близится к финалу «Неделя скорости». Ее герои готовы высекать искры из трассы ради победы.

№ 1. Кольцевые гонки

закрытый гоночный трек сложной конфигурации с большим количеством поворотов.

На бумаге условия просты: надо проехать несколько кругов быстрее соперников и успешно пройти повороты. Но на деле все эти шпильки, апексы, эски и шиканы приносят пилотам и зрителям немало адреналина. Кольцевые гонки — те самые, о которых все мечтают: скорость, болиды с кучей кнопок, комбинезоны, которые не берет горящее топливо, рев моторов, визг шин. В общем, вполне себе мужская музыка.

Формула-1 — легендарные кольцевые гонки конструкторского класса на болидах с открытыми колесами, которые берут начало от британских скачек. Это чемпионат мира, на котором все самое-самое: самые быстрые машины, самые большие бюджеты, самые успешные пилоты и самые классные инженерные команды, которые борются за свой Кубок конструкторов. Этапы называются Гран-при, для доступа к каждому из них нужно соблюсти множество условий, а само участие — мечта любого гонщика. В этом году борьба тоже обещает быть жаркой, хотя «Формула-1» лишилась горячих грид-герлз. Выше звезд этих гонок в автоспорте нет никого: Михаэль Шумахер, Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон, Рубенс Баррикелло, Ален Прост, Айртон Сенна, Мика Хаккинен. Имена говорят сами за себя.

NASCAR — Национальная ассоциация гонок серийных автомобилей (National Association of Stock Car Auto Racing), которая и дала название NASCAR Cup Series — главному чемпионату по автогонкам в США, прародителем которого считаются незаконные гонки бутлегеров. Под легкими кузовами, стилизованными под гражданские автомобили, спрятан мощнейший двигатель, а пилот надежно защищен каркасом безопасности. На каждом из 36 гоночных этапов года машины все время поворачивают на кольцевой трассе влево и пытаются не врезаться в трибуну или соперников. Взрыв колеса, завалы из множества машин, вылеты в бетонную стену на скорости и драки после финиша — это все NASCAR. А самым крутым пилотом считается Ричард «Король» Петти, который не только прославил эти гонки, но и сделал их финансово успешными.

Indy 500 (также Indianapolis 500 и The 500) претендует на статус старейшей регулярной автогонки планеты (хотя мы считаем, что это сицилийская Targa Florio), это одна из самых престижных кольцевых гонок в мире, которая проводится с 1911 года. Дистанцию в 500 миль машины проходят по трассе, получившей прозвище «старая кирпичница»: долгое время покрытие было из кирпичей, которые сейчас остались только на линии старт-финиш. В День поула после квалификационных заездов определяют очередность пилотов на старте, в День выталкивания исключают проигравших. Перед гонкой хозяева трассы произносят «Джентльмены, заводите моторы!» (и леди, если таковые присутствуют). Трансляции заездов Indy 500 по телевизору смотрят миллионы зрителей из разных стран, и уже в конце мая можно будет увидеть все своими глазами, в том числе и уникальную традицию: лидер на финише пьет не шампанское, как в остальных гонках, а молоко. Зато получает в награду миллион долларов, так что можно и потерпеть.

в основном перекрытые дороги общего пользования.

асфальт, грунт, гравий, лед, снег, песок, камни.

Любое ралли — это одновременно экзамен и лотерея. На трассе есть перегоны по обычным дорогам, спецучастки и даже суперспецучастки — они сложнее, и именно там идет нешуточная борьба на мастерство и время. Сезонных преград нет, поэтому заранее не всегда ясно, какое покрытие встретится пилотам на пути из пункта А в пункт В. В ралли, конечно, есть подробное описание маршрута — стенограмма, которую озвучивает штурман. Но от того, что тебе любезно сообщат о трамплине или яме впереди, легче как-то не становится. Главным соревнованием в этой категории считается WRC (World Rally Championship) — чемпионат мира по ралли под эгидой FIA, который проводится в любое время года.

Чемпионат России по ралли — сиквел советской гоночной серии, главный турнирный проект Российской автомобильной федерации и возможность получить вместе со званием лучшего гонщика страны пропуск в большой автоспорт. Условия в целом просты: у твоего автомобиля в порядке все документы, а ты сам давным-давно снял желтую наклейку «У» с заднего стекла, получил лицензию РАФ и готов пройти все этапы с максимальным профитом.

В этом же пункте упомянем и ралли-рейды , хотя с ралли они имеют мало общего. Протяженность таких гонок измеряется тысячами километров, они нередко проходят по территории нескольких стран и длятся неделями. Наш репортаж о ралли-рейде «Шелковый путь» можешь почитать здесь.

Дакар — это бывший ралли-рейд «Париж — Дакар», который сейчас проводится на территории Южной Америки, ежегодный трансконтинентальный марафон, в котором участвуют профессионалы и любители в разных классах, от машин до квадроциклов и грузовиков (в последнем традиционный фаворит — российская команда «КАМАЗ-мастер»). У каждого участника есть навигатор, GPS-трекер на случай чрезвычайной ситуации и «легенда» — карта, по которой нужно двигаться. Читеров с позором снимают с дистанции, но такое бывает редко — желающих отправиться в туманное будущее по барханам и камням немного. Победит тот, кто придет первым и не сломается в пути — и в прямом, и в переносном смысле. На протяжении всех дней гонки пилоты и автомобили работают на пределе своих возможностей, а все поломки приходится устранять ночью вместо заслуженных часов сна. Именно поэтому в «Дакаре» гонщиков зачастую увозят с трассы на больничную койку — для восстановления сил.

Будапешт — Бамако (или Великий африканский пробег) — крупнейшее в мире любительское ралли от Венгрии до Мали под девизом «Кто угодно, чем-либо, в любом случае». Условий нет: состав экипажа, вид транспорта, точность маршрута и время не важны, а к финишу можно даже дойти пешком. Главное — по пути помочь голодающим африканским детям и другим беднякам. Нет, это не бородатая шутка, а смысл всего действа: участники ралли, например, подарили реанимобиль больнице в Мали, выкопали колодец в деревне, купили лекарства для клиники в трущобах, учебники для детей и велосипеды для женщин, которым далеко ездить на работу. За лучшую помощь полагается награда матери Терезы — не то чтобы все делалось ради нее, но приятно, правда?

болота, реки, бурелом, снежная целина, грязь.

Пилоты трофи-рейдов не считают российские дороги бедой: когда Комитет РАФ выбирает трассу по принципу «чем хуже, тем лучше», вариантов у него хоть отбавляй. Это территория полного привода, высокого клиренса, грязевых колес и блокировок дифференциалов. Пилоты на подготовленных внедорожниках, мотоциклах и квадроциклах должны пройти полосу препятствий без опозданий, ошибок и поломок. Последнее условие выполнить непросто: на линейных и навигационных спецучастках вероятность аварий и вынужденных остановок превышает 146%, поэтому экипажи заранее обзаводятся лопатами, хайджеками, лебедками, тросами и бесстрашными штурманами, готовыми забираться по пояс в грязь. Трофи — один из немногих турниров, где принято помогать конкуренту: если он утонет в болоте, потому что ты проехал мимо, никакая победа этого не исправит.

Экспедиция-Трофи — самый долгий в мире зимний автопробег, в котором к девственному бездорожью прибавляются холод и задания на логику. Нужно ориентироваться, ехать, обгонять, искать точки маршрута и жить в походных условиях целых две недели, продвигаясь из Мурманска во Владивосток. В 2015 году гонку решили проводить раз в пять лет, и, если все пойдет по плану, ближайшая состоится в 2020 году. Обещанный приз победителю — 100 тысяч долларов. Аналоги «Экспедиции-Трофи» поменьше есть и за рубежом: в Хорватии (Croatia-Trophy), Новой Зеландии (Outback Challenge), Украине (Украина-Трофи) и Малайзии (Rainforest Challenge).

Ладога-Трофи — рейд со стартом и финишем на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга. Участники на усовершенствованных мотоциклах, трофи-велосипедах, квадроциклах и внедорожниках должны проехать трассу длиной 1200 км, из которых сложные спецучастки занимают 150—400 км в зависимости от маршрута в легенде. В «Ладоге» девять категорий, включая квадроциклы, спортивные и туристические, в этом году трофи-рейд по Карелии и Ленинградской области пройдет с 26 мая по 3 июня.

Сусанин-Трофи — международный рейд made in Кострома, который поддерживают местные СМИ и администрация области, а в список ста экипажей-участников входят белорусские, грузинские, казахстанские и российские команды из разных городов. Одна из любимых публикой особенностей — «зрительские точки»: это баннеры, к которым джиперы должны добраться в определенное легендой время и коснуться их рукой, не выходя из машины. Штурман делает пруф-фото, и зрители могут попасть в кадр и вместе с тем — в историю трофи-рейда. Как и в ралли Будапешт — Бамако, в «Сусанин-Трофи» есть благотворительная составляющая: с 2009 года участники помогают одному из детских домов области, и каждый год — новому.

№ 4. Гонки на выносливость

закрытые кольцевые гоночные треки.

Название говорит само за себя: нужно продемонстрировать не только мастерство, но и стойкость духа и организма. И техники! Как у простых смертных, у пилотов есть потребности вроде еды и сна, но на время гонок на первое место выходят дорога, скорость и соблюдение правил. В мировом чемпионате участвуют два класса прототипов и два кузовных — GT. На пит-стопах пилоты меняются и проверяют состояние машин: необходимо пройти трассу первым в своем классе, но мешают поломки, которые иногда приходится устранять по часу и более.

24 часа Ле-Мана (24 Heures du Mans) — старейшая в мире гонка на выносливость, которая проходит во Франции на трассе «Сартэ» с 1923 года. Выигрывает экипаж, который смог преодолеть наибольшую дистанцию за 24 часа, ведь цель этой гонки всегда была одна — определить самый надежный и экономичный автомобиль. Заезд проводится летом, и дело зачастую осложняется жарой, но никакие трудности не останавливают тех, кто хочет надеть символическую «Тройную корону» гонок на выносливость, победив еще и в «24 часах Дайтоны» и «12 часах Себринга». Кстати, гонки Ле-Мана входят и в тройное комбо всея автоспорта: это победа в них, «Формуле-1» и на гонках IndyCar. Авторитет «24 часов Ле-Мана» таков, что победа в этой гонке считается многими пилотами и командами важнее, чем победа во всем чемпионате мира.

24 часа Спа — ежегодная гонка Королевского автоклуба Бельгии на трассе Спа — Франкоршам, вторая по старшинству после французского суточного заезда пилотов. Впервые была проведена в 1924 году. Гонщики мчат по семикилометровому кольцу, стараясь и уберечь машину, и опередить соперников, преодолевают погодные условия, усталость и голод. «24 часа Спа» — это совсем не то спа, про которое говорят девчонки: расслабиться не выйдет.

24 часа Нюрбургринга — гонка, которая существует с 1970 года и проводится при поддержке самого крупного в Европе (да и в мире!) немецкого автоклуба ADAC. Северную петлю Нюрбургринга не зря называют «Зеленым адом» — это одна из самых опасных трасс в мире. На старт на Нордшляйфе, который разделяют на три группы, попадают 220 спорткаров. Гонщиков около восьми сотен, по три-шесть человек на экипаж, каждый из которых имеет право провести за рулем не более двух с половиной часов. Кстати, «Зеленый ад» в 1996 году покорила гонщица Сабина Шмитц, а через год снова приняла его вызов — и победила.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector